Исследователям

Научно-исследовательская работа
                           
Как работать над проектом
1. Обосновать выбор темы:
- я увидел мне стало интересно...
- рассказали и мне стало интересно...
- мне захотелось узнать подробнее...
2. Цель твоего проекта:
- узнать...
- исследовать...
-рассказать другим...
               3. Выдвижение гипотезы:
Если ты решил посвятить свою работу исследованию, то у тебя обязательно возникнут гипотезы.
ГИПОТЕЗА – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…». Заметим, что чем больше выдвинуто гипотез, тем интереснее получится работа.
Запиши гипотезу к своей работе. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее. Гипотезы могут появляться и в процессе работы над темой. Их тоже следует записать. Помни, что гипотезы могут быть только при выполнении исследовательской работы, при работе над проектом их нет и не может быть.
4. План работы:
 Для этого постарайся ответить на вопрос: как можно узнать что-то новое по твоей теме? Для этого надо определить, какими методами ты можешь пользоваться, а затем определи их порядок. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. 
МЕТОДЫ работы:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги по теме;
- спросить у других людей, что им известно по твоей теме;
- познакомиться с кино- и телефильмами по теме работы;
- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет;
- если возможно, провести опыты, наблюдения или эксперименты;
- составить чертежи, схемы, таблицы, рисунки;
- выполнить модели.
Конечно, невозможно при выполнении исследовательской работы или проекта воспользоваться всеми перечисленными методами. Выбери те из них, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы) и расчёты.
Подумать самостоятельно
С этого надо начинать любую работу. Задай себе вопросы:
·      Что я об этом знаю?
·      Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
·      Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моей работы?
Запиши свои ответы по теме своей работы
Просмотреть книги по теме работы
Если то, что ты изучаешь, описано в известных тебе книгах, к ним нужно обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и описано в книгах.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, чётко, доступно обо всём». Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Название книги обязательно запиши в «Список литературы» по образцу:
Фамилия автора, инициалы (имя, отчество)
Название книги. – Место издания (город): издательство, год издания. –
Страницы, на которых имеется информация.
Например:
Бианки В.В. Лесная газета.- М.: «Мир искателя», 2005. – с. 12-13.
Каждую книгу записывай с новой строки. Найденную в книгах информацию следует ксерокопировать или переписывать на отдельный лист. Это поможет тебе потом правильно составить текст работы.
 Собранные материалы по теме складывай в отдельную папку. 
Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать об изучаемом предмете, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты изучаешь.
Неспециалистами для нас будут все остальные люди. Но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты хочешь узнать.
Записывая полученную при опросе информацию, обязательно укажи фамилию, имя и отчество человека, сообщившего интересующие тебя данные, род его деятельности.
Запиши информацию, полученную от других людей.
 Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и многие другие.
Подумай, какие наблюдения ты можешь провести для отработки своих гипотез, какими приборами ты можешь воспользоваться при этом.
Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
Провести эксперимент
Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов.
Запиши план и результаты эксперимента.

Подготовь текст выступления.
 Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты твоей работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по плану:
      1). Почему избрана тема.
      2). Какую цель ты преследовал в своей работе.
      3). Какие ставил задачи.
      4). Какие гипотезы проверял (для исследовательской работы).
      5). Какие использовал методы и средства.
      6). Каким был план исследования или проекта.
      7). Какие результаты получил.
      8). Какие выводы сделаны по итогам работы.
      9). Что можно ещё сделать в этом направлении.
Текст доклада лучше отпечатать на компьютере, т.к. печатный текст удобнее читать. Кроме того, сохранённый в компьютере доклад легче править.                     
Темы исследовательских проектов 

                                        в начальной школе
2.     Автомобили современные и старинные
3.     Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
4.     Мой кот
5.     Барби – взрослая игрушка для детей
6.     Профессии нашей мечты
7.     Корабли
8.     Детские фантазии
9.     Кактус – колючий друг
10.   Магия цвета
11.   Шоколад – вред или польза
12.   Как мультфильмы влияют на психику ребенка
13.   Санкт-Петербург глазами ребенка
14.   Российские железные дороги
15.   Мое увлечение – старинные автомобили
16.   Аквариум и его обитатели
17.   Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый наполовину
18.   Выращивание кристалла
19.   Полезная вещь для дома
20.   Моя родословная
21.   Профессии наших родителей
22.   Мой город
23.   Мальчики и девочки
24.   Защита поступка
25.   Мой город
26.   Символика нашего класса
27.   Хлеб – всему голова
28.   Почему высохла лужа
29.   Далеко ли от нас до солнца
30.   Новогодняя красавица
31.   Осевая симметрия
32.   Соломенное чудо
33.   Птицы – наши друзья
34.   Здоровый образ жизни
35.   Наш дом. Наш двор
36.   Праздники моей семьи
37.   Генеалогическое дерево моей семьи.
38.   Война и наша семья.
39.   Награда в нашем доме.
40.   Лента времени моей семьи.
41.   Календарь семейных профессий.
42.   Семейные традиции.
43.   Семейные реликвии.
44.   Рассказ моей бабушки. (Письмо внуку).
45.   Как мне выбирали имя.
46.   Спортивная жизнь семьи.

При прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе предполагается проектная и исследовательская деятельность по следующим темам:
1.     проекты: «История моей улицы»;
2.      «Улица моего детства»;
3.      «Мое генеалогическое древо»;
4.      «Моя фамилия»;
5.      «Любимый семейный праздник»;
6.      «Отношения в семье»;
7.      «Обязанности членов семьи»;
8.      «Мы приглашаем гостей»;
9.      «Мы идем в гости»;
10.    «История школы, в которой я учусь»;
11.    «Что я могу сделать с мусором?».
исследовательские работы:
1.     «Вода и ее значение для жизни человека»
2.     «Разнообразие водоемов родного края»;
3.     «Экологические проблемы водоемов»;
4.      «Воздух. Проблемы воздуха в родном крае (городе, селе)»;
5.      «Кто работает на родной земле?»;
6.     «Мир растений родного края»;
7.     «Мир животных родного края»;
8.      «Современные экологические проблемы сообществ»;
9.      «По страницам Красной книги»;
10.    «История моего города (села, деревни)»;
11.   «Мое здоровье»;
12.    «Береги свое здоровье смолоду»;
13.    «Вредные привычки – враг здоровья» и др.
14.   "Зачем животным нужны хвосты"
15.   "Помоги птицам зимой"
16.   "Бумага"
17.   "Значение разнообразного питания"
18.   "Проращивание семян"
19.   «Не оставим птичек в беде!»
20.   "Интересные соседи бобры"
21.   «Почему не тонут корабли (исследовательская работа)»
22.   Что мы знаем о мёде?"
23.   "Ласточкина трава"
24.   "Мой веселый звонкий мяч"
25.   "Мобильный телефон и ребёнок: за и против"
26.   "Родниковая вода"
27.   "Наблюдение за циклом развития бабочки "павлиний глаз"



ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА И РАБОТА НАД НИМ.



Тематика проекта: 
Химия
Автор исследовательского проекта: 
Гилетин Александр, 4-Б, школа №43 г. Симферополь
Руководитель: 
Сибирякова Оксана Николаевна
Цель моего исследования – изучение процесса выращивания кристаллов.
Задачи:
1. С помощью взрослых найти информацию о кристаллах
2. Выбрать вещество, из которого можно вырастить кристаллы
3. Проследить за ростом кристаллов
Гипотеза моего исследования: можно ли вырастить кристаллы дома?
План исследования:
- Узнать, что такое кристалл; - Вырастить кристалл


Содержание:


                                                            
Учебная тема:  Круговорот воды в природе
                                                                   
                                            Аннотация
Учебный проект реализуется в рамках предмета «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы. В учебном проекте охватываются темы: «Вода»; «Превращения и круговорот воды»; «Берегите воду». С помощью наблюдений и опыта учащиеся смогут проследить путь воды (испарение, конденсация, осадки и снова испарение).
                         Творческое название проекта- Вода – путешественница.
Основополагающий вопрос: Как капелька воды вновь окажется в облаках?
Проблемные вопросы:
1.     Как вы понимаете слово «путешественница»?
2.     Можно ли отнести это слово к воде и почему?
3.     Что еще интересного вы знаете о воде?
Темы исследований учащихся
1.     Наблюдение: куда исчезла вода с асфальта после дождя?
2.     Практическая работа: круговорот воды
3.     Практическое задание: готовим воду для питья
                                                   Учебная тема проекта
                                                                 Птицы
                                                                 Аннотация
Проект «Птицы» предназначен для младших школьников. Он поможет им изучить учебные темы «Многообразие животных», «Животные лесов» в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Этот проект можно использовать и для проведения интегрированного урока (литературное чтение – окружающий мир) по теме «Книга В.Бианки «Лесная газета».
В рамках этого проекта дети могут провести самостоятельные исследования:
1.     Чей нос лучше?
2.     Самая, самая, самая…лучшая птица
3.     Кто лучший строитель?
4.     Интересное рядом
                                                    Творческое название проекта
Удивительный мир пернатых друзей.
                                                  Основополагающий вопрос:
Какая птица достойна звания СУПЕРПТИЦА?
                                                        Проблемные вопросы
1.     Птицы это украшение природы или необходимое звено в цепи питания?
2.     Какие птицы нужны людям?
3.     Зачем нужно охранять птиц?
                                                               Учебные темы
1.     Многообразие животных
2.     Животные лесов
3.     Природа живая и неживая
4.     Правила поведения в природе
                                                     Темы исследований учащихся
1.     Чей нос лучше?
2.     Кто лучший строитель?
3.     Самая, самая, самая… лучшая птица
4.     Удивительное рядом (по материалам книги В.Бианки «Лесная газета»)
                                                   
                                                 Творческое название проекта
Природа вокруг нас и связи в ней
                                               Основополагающий вопрос:
Влияют ли изменения в неживой природе на живую?
                                                   Проблемные вопросы
1.     По каким признакам природу делят на живую и неживую?
2.     Как доказать, что живая и неживая природа взаимосвязаны?
3.     Что такое явления природы?
4.     Как человек использует знания о природе, о ее явлениях?
                                                      Учебные темы
1.     Многообразие природы
2.     Неживая природа
3.     Живая природа (человек, животные, растения, грибы, микроорганизмы)
4.     Взаимосвязи в природе
                                           Темы исследований учащихся
1.         Изменения в природе с наступлением зимы (других времен года)
2.        Влияние воды на жизнь растительного мира
3.        Солнце – друг природы или враг?
4.        Причины листопада
5.      Путешествие ботаника вокруг школы;
6.      Экологическая сказка;
7.      Лесной календарь;
8.      Секреты здоровья;
9.      Пернатые друзья;
10.    Реклама моего города;
11.    Математическая сказка;
12.   Букет вежливых слов;
13.    Вместе делаем книгу;
14.   Удивительное рядом;



                                         Оценочный лист проекта





Параметры оценивания
.
.

1
Актуальность выбранной темы



2
Глубина раскрытия темы



3
Практическая ценность проекта



4
Композиционная стройность



5
Логика изложения



6
Соответствие плану



7
Обоснованность выводов



8
Правильность и грамотность оформления



9
Аккуратность и дизайн оформления



10
Самостоятельность при выполнении работы



11
Использование собственных (авторских) материалов



12
Содержательность приложения



13
Источники и полнота их использования



14
Сценарий защиты (логика изложения)



15
Грамотное построение доклада



16
Умение изложить самое интересное и ценное



17
Владение материалом



18
Умение отвечать на вопросы



19
Умение защищать свою точку зрения



20
Владение аудиторией при защите



21
Итоговая оценка

















































Разработка экологического учебного проекта
“Мое животное”
       Введение.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.К сожалению, уроки природоведения ограничиваются стенами классной комнаты. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов .
Экологический проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам, может быть выделен в качестве факультативных занятий.
Опыт показывает, что учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном для них уровне.
В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики работы с детьми.
Разработанный проект “Мое животное” апробировался в начальных классах школы .
Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.
Разработка проекта .
Рассмотрим основные стадии разработки учебного проекта:
I.            Разработка проектного задания.
II.            Разработка самого проекта.
III.            Презентация.
IV.            Рефлексия.
Определим систему действий учащихся и учителя на разных стадиях.
I.            Разработка проектного задания.
1.            Учитель предлагает тему проекта “Мое животное”, формулирует проблему проекта “Не наносим ли мы вреда домашнему животному, когда берем его в свой дом?”
Цель проекта:
изучение проблемы жизни домашних животных с человеком и определение возможностей по ее улучшению и оздоровлению.
Задачи:
·         научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;
·         проводить исследовательскую работу по изучению жизни и поведения домашних животных;
·         дать практические рекомендации по улучшению и оздоровлению жизни домашних животных.
В качестве объекта исследований выбрано домашнее животное. На примере животного могут быть рассмотрены взаимосвязи животных с окружающей средой.
Каждый ученик выбирает объект наблюдений. В результате среди объектов наблюдений оказались кошка, собака, хомяк, рыбки.
1.      Выделяет подтемы в проекте:
·         Золотая рыбка в нашем классе;
·         Золотистый хомячок:
·         о Жучках и Мурках.
На этой основе учитель комплектует три группы.
1.      Подготовка материала.
2.      Учитель готовит задания для групп, вопросы, на которые надо получить ответы.
3.      Учитель формирует творческие группы, заранее распределяет роли.
4.      Обсуждение конкретных выходов по проекту.
·         газета;
·         альбом;
·         инсценировка;
·         плакат “Кодекс правил поведения с домашними животными”
Разработка проекта.
Группы осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты.
1.            Самостоятельно планируют работу.
(“Прежде чем действовать, поразмышляй!”).
2.            Этап замысла.
3.            Этап осуществления замысла.
4.            Подготовка работы к презентации.
Учитель консультирует, координирует и корректирует.
Презентация.
1. Каждая группа (1-2 чел.) докладывают учителю о результатах работы.
2. Презентация - выступления с докладами от групп (1-2 человека от группы представляет работу (инсценировку, газету, альбом, кодекс правил поведения с домашними животными на плакате)).
3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
Позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.
Польский педагог и психолог В. Оконь подчеркивал, что “работа в группе предоставляет ученику большую свободу по сравнению в фронтальной формой обучения, где он стеснен присутствием учителя и класса, с другой стороны, эта свобода ограничена свободой других членов группы…”
Результаты исследований групп получили высокую оценку и одобрение.
Способ решения проекта.
I группа.
Тема: “Золотая рыбка в классе”.
Задачи: познакомить детей с особенностями строения рыбы, получить представление об уходе за аквариумными рыбками, понять, что значит бережно к ним относиться и вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.
План.
1.      Золотая рыбка в классе.
2.      Особенности строения.
3.      Кормление и уход за аквариумными рыбками.
4.      Что значит бережно относиться к аквариумным рыбкам?
“В третий раз закинул он невод, -
                                                                                              Пришел невод с одною рыбкой,
                                                                                             С непростой рыбкой, - золотою”.
А.С. Пушкин
1. Золотая рыбка в классе.
Наша рыбка эта не сказочная, а настоящая, и поэтому не может выполнять ничьих желаний. Напротив, поскольку она будет жить у нас, мы должны понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке у нас было хорошо.
Родина золотой рыбки – далекий Китай.
Давным – давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники – европейцы и привезли ее в Европу для разведения ее в аквариумах.
2. Особенности строения золотой рыбки.
1.      Чем покрыто тело у рыб? (Наблюдение)
Чешуей.
А какая у рыб форма тела? (Наблюдение)
Тело у них обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.
На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыбки есть на спинке, на брюшке и на грудке.
Наблюдение:
Позвать рыбок и легонько постучать по стеклу.
Вывод: рыбки плывут к кормушке на наш стук, значит они слышат. У них нет снаружи ушей, у них внутреннее ухо.
3. Кормление и уход за аквариумными рыбками.
Золотые рыбки очень любят мотыля — красную личинку безвредного комара-дергуна. За день одна золотая рыбка съедает 4—5 личинок
Пинцетом или ложечкой бросить в воду 2—3 мотыля. Рыб нельзя перекармливать.
Также все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм — дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы не загрязнять аквариум. Для этого используют мерную ложечку. Кормят рыбок в одно и то же время.
Наблюдение:
Что еще должно быть в аквариуме, кроме рыбок?
Необходимо положить на дно песок, гладкие камушки, ракушки, зеленые растения, чтобы дно аквариума как можно больше напоминало дно природного водоёма.
4.      Что значит бережно относиться к аквариумным рыбкам (наблюдение, исследование )?
Для того чтобы рыбки были здоровы и весело плавали, необходимо не только хорошо ухаживать за ними, но и относиться к ним бережно. Их нельзя пугать, ловить руками, с ними нельзя играть. Ими можно любоваться, какие они красивые, как они плавают, отдыхают и едят.
“Живи в нашем аквариуме золотая рыбка,
А мы будем служить тебе!”, - сказали дети.
… “Ничего не сказала рыбка,
Лишь радостно хвостиком по воде плеснула…”
II группа.
Тема: “Хомячок золотистый”.
Задачи: познакомить детей с особенностями строения хомяков, получить представление об уходе за ними, учить доброте, сочувствовать животным, живущим в клетках.
План.
1.      Можно ли брать в дом диких животных?
2.      Внешний вид и повадки хомяка (наблюдение).
3.      Уход за хомяками и их кормление.
4.      Хорошо ли хомячкам у нас (наблюдение)?
1. Можно ли брать в дом диких животных?
“Можно ли брать в дом диких животных или их малышей?” Диким животным по-настоящему хорошо только там, где живут их собратья.
Однако есть животные, которых человек приучил к жизни в неволе с давних времён. Это, например, морские свинки или сирийские хомячки.
Людям нравятся эти симпатичные зверки. Они подумали, что будет очень забавно, если его приручить и поселить в доме. Хомячка увезли далеко-далеко от родных мест. В наших краях они не могут жить без заботы человека. Любители специально разводят их, чтобы в любое время можно было видеть эти милые создания. В неволе их содержат в клетках.
2. Внешний вид и повадки хомяка (наблюдение).
У ребят нашей группы живут сирийские хомячки. Их так называют потому, что они родом из южной страны Сирии, где никогда не бывает холодных снежных зим. Их называют также золотистыми. Как вы думаете, почему? Правильно. Потому что у них красивый золотистый мех: на спинке более тёмный, чем на брюшке.
Хомячки добрые, доверчивые и очень симпатичные зверьки. Посмотрите, какая у них милая мордочка: глазки, как чёрные бусинки, около рта усики, ушки торчат, сзади маленький хвостик. А какие у них ножки? Да, верно, коротенькие и все одинаковые.
Какие у него лапки, сколько на них пальчиков? По пять на каждой.
Она умывается сразу двумя лапками.
Хомячкам очень нравится лазить, поэтому для них в клетке поставлена лесенка, сделаны жёрдочки. Спит он, свернувшись в клубок.
3.Уход за хомяками и их кормление (исследование).
В этой клетке живут наши хомячки. Сетка в клетке толстая, потому что тонкую сетку хомячки перегрызают острыми зубками. Для гнезда в клетку поставлен вот этот домик, рядом наложены лоскутки из мягкой ткани, кусочки ваты, опилки, чтобы хомячки могли устроить для себя удобное гнездо.
Хомячкам удобна клетка размером 50х70 см с жёрдочками и лесенками, чтобы они могли двигаться: бегать, лазить, прыгать.
Рядом с гнездом у хомячков кладовая, куда они приносят запасы пищи. У хомячков должно быть достаточно таких запасов, иначе они начинают нервничать, и самочка грызёт самца. Несмотря на то, что мы хомячков хорошо кормим, они не могут без запасов. Так уж у них, хомячков, заведено.
Хомячки едят сухие зёрна разных растений, овощи, фрукты, зелень, сухой хлеб. Они пьют воду, а с появлением малышей самочке нужно давать молоко.
Когда они едят, они сидят на задних лапках, а пищу держат в передних. Кладут зёрна в рот и грызут их зубами. Недаром хомячков называют грызунами Во рту у них есть большие защёчные мешки. Когда хомячок сыт, он туго набивает зерном защёчные мешки и переносит в кладовую, где высыпает его. При этом вот, что он о себе думает:
Я запасливый зверёк:
 В сумке за щекою
Я таскаю зёрна
 В свою кладовую.
4. Хорошо ли хомячкам у нас? (наблюдение)
Какие глаза у хомячков? Глаза у хомячков печальные. Мы стараемся делать всё, чтобы хомячкам было у нас хорошо, но лучше, чем на свободе, не бывает. Наши хомячки родились в клетке и, наверное, не понимают, отчего им тоскливо. Вернуть в природу мы их не можем, слишком далеко их родина. У нас для них холодно. Чтобы скрасить жизнь хомячкам, мы должны жалеть их, не обижать, постоянно заботиться о них, вовремя кормить тем, что они любят.
Животные — это не игрушка для развлечений и забав. Они нуждаются во внимании и заботе человека. Однако нередко можно видеть, как якобы для воспитания “любви к природе” их держат в банках, вёдрах и других ёмкостях, не приспособленных для жизни зверьков. Порой их забывают даже кормить, обрекая на мучения. Не дают, например, хомячкам заготовить впрок зерно, горох, кукурузу, овёс или содержат самца вместе с самкой перед родами, а затем с малышами и т. д. Безразличный к животным человек не сможет воспитать любовь к ним у детей, а только равнодушие.
III группа.
Тема: “О Жучках и Мурках”.
Задачи: познакомить с особенностями поведения домашних животных, обсудить проблему бездомных животных, воспитывать ответственное отношение к домашним животным.
План.
1.      Инсценировка “Откуда берутся бездомные животные?” (наблюдение, исследование)
2.      Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)
3.      Хорошо ли моей собаке (кошке) у нас дома? (наблюдение, исследование)
1. Инсценировка “Бездомная кошка”
Однажды я встретил бездомную кошку:
— Как Ваши дела?
— Ничего, понемножку...
— Я слышал, что Вы тяжело заболели...
— Болела.
— Так значит, лежали в постели?
-  Лежала на улице много недель
- Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумал я: “Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным”.
(А. Дмитриева “Бездомная кошка”)
2. Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)
Откуда берутся бездомные животные? Не виноваты ли в этом мы, люди?
Хотят на день рождения
                                            Мне подарить щенка,
                                              Но я сказал: “Не надо!
                                                   Я не готов пока!”
(С. Михалков “Зяблик”)
Взять животное в дом — это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой.
Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает. Тем более, хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Как правило, овчарок, догов, колли, боксёров и даже печально известных бультерьеров они выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые, испытывают перед ними страх. Сколько людей от испуга в детстве на всю жизнь остались заиками, сколько с укусами обращаются к врачам! Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.
И еще одна обязанность владельцев собак. Выгуливая собаку, нужно брать с собой совок, метёлку и пакет, чтобы убрать за своим любимцем и не вынуждать других людей испытывать чувство брезгливости, проходя по загаженному двору. Но, к сожалению, не редкость, когда хозяева ленятся даже выйти с собакой и выпускают её одну: “Пусть погуляет!”
Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим.
Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом.
По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя, например косулю или оленёнка.
Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит, и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.
3. Хорошо ли моей собаке (кошке) у нас дома? (наблюдение, исследование)
Учащиеся зачитывают сочинения о своих собаках и кошках, о том, как они заботятся о них, какие забавные случаи происходили с их четвероногими друзьями и отвечают на поставленный вопрос.
Заключение.
Рекомендации, составленные детьми, работавшими по проекту, показали, что главная цель – воспитание бережного отношения к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях – была достигнута.
Очевидно, что экологический проект играет большую роль в воспитании, образовании младшего школьника, развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной задачи, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками.


Комментариев нет:

Отправить комментарий